Как известно, в Казахстане с 1 января 2020 года планируется введение всеобщего декларирования. В обоснование этой меры государственные органы приводят аргумент, что декларирование доходов и имущества физических лиц способствует усилению роли государства в обеспечении сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет, повышению налоговой культуры налогоплательщиков, а также борьбе с коррупцией и теневой экономикой.
Вместе с тем уже возникает много вопросов о том, как эта мера повлияет на казахстанцев. Например, стало известно, что с 2020 года они не смогут хранить дома больше 14 млн тенге, излишки необходимо отнести в банк. Другой вопрос связан с тем, как будет заполняться декларация, насколько она сделает прозрачными доходы граждан. Об этом мы поговорили с фискальным экспертом, юристом по налогам Габитжаном Кудайбергеном.
— Габитжан, насколько своевременна это норма? Что она даст казахстанцам, с какими проблемами они могут столкнуться?
— Вопрос введения в Казахстане всеобщего налогового декларирования обсуждается уже давно. Насколько мне известно, на протяжении нескольких лет налоговые органы изучали мировой опыт, сопоставляли с казахстанскими реалиями и тестировали в пилотном режиме. Своевременно ли данное нововведение или нет, по сути, не имеет значения, так как всеобщее декларирование есть объективная необходимость. Во многих развитых странах оно уже есть и показывает положительные результаты. В странах с высокой налоговой культурой граждане четко знают, сколько налогов они платят, в связи с чем они более требовательны к государственной власти.
В отличие от них на постсоветском пространстве преобладает так называемый налоговый нигилизм, когда налогоплательщики не ощущают себя таковыми. Наши граждане в большинстве своем даже не интересуются, сколько налогов за них платят их работодатели, отсюда и низкий уровень требовательности и доверия к государству.
В свете часто наблюдаемых в социальных сетях и журналисткой среде возмущений по вопросам обеспечения общественной безопасности введение всеобщего декларирования представляется очень своевременным. Хочется верить, что в стране постепенно произойдут перемены, способствующие развитию общественного диалога. В данном контексте осознание гражданами, что они платят государству за правопорядок и свою безопасность конкретные суммы денег, может способствовать усилению взаимной ответственности сторон.
Проблемы, с которыми могут столкнуться казахстанцы, — это неудобство работы с «личным кабинетом» налогоплательщика, стресс и массовый ажиотаж. Возможно, к этому времени будут разработаны технические решения в виде приложений для компьютеров и мобильных устройств, которые облегчат новую задачу. Кроме того, очевидно, в спросе будут услуги налоговых консультантов, которые будут помогать заполнять декларации.
— Можно ли ожидать, что после введения всеобщего декларирования все доходы казахстанцев, включая высокопоставленных чиновников, станут прозрачными?
— Да, на это рассчитаны новшества. Дополнительно всеобщее декларирование поможет выявлять незаконные доходы.
— Что означает норма о том, что дома можно хранить не больше 14 млн тенге? Соответствует ли она международной практике?
— На мой взгляд, это ошибочное мнение, ставшее результатом неверной интерпретации слов чиновника, сообщившего о новшествах. На самом деле таких ограничений нет. Дело в том, что в 2020 году, когда всеобщее декларирование заработает, сначала нужно будет подать так называемую «входную» декларацию, в которой должно отражаться все, что есть у налогоплательщика на текущий момент: недвижимость, транспорт, доли участия в жилищном строительстве, дебиторская задолженность и прочее имущество, в том числе наличные деньги.
Применительно к наличным деньгам установлен порог в размере 500 МЗП, примерно 14 млн тенге. Думается, эта сумма выявлена расчетным путем. Так, с начала 2018 года, то есть с момента введения в действие нового Налогового кодекса, до начала 2020 года, когда новая норма вступит в силу, пройдет 24 месяца. Если поделить 14 млн тенге на 24, то выйдет чуть меньше 600 тыс. тенге. Это примерно столько, сколько можно откладывать ежемесячно «под подушку». Согласитесь, не много и не мало. Если будет больше накоплений, то можно перечислить их на депозит и задекларировать их как деньги на банковских счетах без ограничений.
В последующем, если лицо, допустим, приобретет недвижимость на эти деньги, оно может не доказывать законность их происхождения. В целом желательно отразить свое имущество во «входной» декларации по максимуму с тем, чтобы в последующем не было лишних вопросов.
Затем граждане ежегодно будут сдавать декларацию о доходах и имуществе, в которой будет отражаться информация о получаемых текущих доходах и приобретении имущества. При этом опять же какие-либо ограничения на хранение наличных денег не ожидаются.
— Какие последствия от всеобщего декларирования доходов стоит ждать? Может ли всеобщее декларирование привести к увеличению налогов?
— Всеобщее декларирование делается для того, чтобы вывести из тени все активы граждан, а государство обладало бы инструментами по выявлению незаконно полученных доходов. Определенно, это будет способствовать увеличению поступлений налогов от граждан. Однако эффект будет несущественным, так как львиная доля бюджета обеспечивается за счет недропользователей, производственных предприятий и банковского сектора. На их фоне роль обычных граждан незначительна.
— Могут ли налоговики начать «трясти» людей после 2020 года за те деньги или имущество, которое они приобрели до этого срока, или к 2020 году человек показывает все, что у него есть и только с этого момента начинается мониторинг?
— Как я уже говорил, у нас низкое доверие к власти. Нам кажется, что оно хочет нас лишний раз «потрясти». Хотя чаще всего государство благосклонно к нам. Предметно по вопросу отвечу, налоговые органы будут мониторить наши доходы, полученные только после 2020 года.
Для подавляющего большинства населения жизнь не изменится, оно задекларирует свои доходы и имущество и продолжит жить обычной жизнью. Никто не будет проверять наличные деньги и ювелирные изделия.
— Насколько вводимое в Казахстане декларирование доходов соответствует мировой практике?
— Мне сложно говорить о мировой практике, так как не приходилось ее анализировать детально. Но думается, процедура пройдет относительно безболезненно, так как за наемных работников обязательства по исчислению и уплате выполняют работодатели. Им лишь останется перенести суммы в декларацию.
Эксперты, высказали свое мнение о том, к чему приведет всеобщее декларирование в Казахстане.
Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade:
Закон о переходе к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами был подписан президентом Казахстана еще в конце 2015 года. То есть декларирование вводится не как-то неожиданно для граждан, а это продуманная поэтапная стратегия, все делается вполне цивилизованно.
Это выход на ситуацию, когда сам гражданин, будучи ответственным налогоплательщиком, заявляет стартовую планку имущества, которым он владеет, а затем ежегодно указывает источники и размер своих реальных доходов. Сюда должны включаться и доходы за рубежом, если они превышают 10 минимальных заработных плат, граждане должны декларировать недвижимость за пределами Казахстана.
Даже стипендии, если кто-то учится за пределами Казахстана и получает на карту в сумме больше 10 минимальных зарплат, должны указываться в декларации. Должна включаться в декларацию и недвижимость, зарегистрированная на несовершеннолетних. То есть любые сколько-нибудь существенные размеры доходов система должна учесть, но только то, что, разумеется, сам гражданин укажет.
Если что-то не укажет, то впоследствии может попасть «под колпак» налоговых органов. В этом смысле, если есть какие-то неучтенные государственной налоговой системой доходы, в том числе частично теневая заработная плата, то могут быть неудобства, когда гражданин хочет быть чистым перед законом, но не все его доходы проходят при этом по официальным зарплатным ведомостям. Хотя форма декларирования, насколько я понимаю, предусматривает возможность просто указать, что других доходов, помимо заработной платы, гражданин не имеет.
Если заявленные в декларациях доходы не будут соответствовать реально получаемым суммам, и налоговые службы получат такую информацию, то предусмотрена мера, что подоходный налог может быть в таких случаях доначислен. В том числе такая информация может быть получена от третьих лиц.
Это создает дополнительные возможности государству и для контроля за нелегальными доходами, и особенно для борьбы с коррупционными схемами — очевидно, в этих целях такие нормы и прописаны. Но, теоретически, в каких-то случаях подобные нормы, если они будут применяться неизбирательно, могут создать неудобства и простым гражданам: если человек получает зарплату в конверте, то виноват в этой схеме его работодатель, а работник мало что может изменить. Но при этом работник может копить «серые» деньги на машину, недвижимость — не обязательно на элитную, а просто на единственное жилье.
И если такой доход нельзя отразить в декларации, то при неразборчивом применении мер контроля к таким гражданам это, наверное, может представлять для них проблему.
Источник kapital.kz от 07.08.18