АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ RIALIGHT
13 ЛЕТ ЛИДЕРСТВА В ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ПОКУПКЕ И ПРОДАЖЕ НЕДВИЖИМОСТИ В АЛМАТЫ

Правительство Казахстана намерено оптимизировать порядок получения жилья из госфонда путем сокращения списка категорий очередников. Данная мера предложена к обсуждению в концепции проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений и реновации, а также дальнейшего развития столицы Республики Казахстан — города Астаны».

Разработчики документа предлагают из действующих 19 категорий получателей жилища по линии местных исполнительных органов (МИО) исключить большинство. Предлагается оставить только 8 категорий социально-уязвимых слоев населения, имеющих право на получение жилища из коммунального жилищного фонда:

1) инвалиды и участники ВОВ;

2) дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей;

3) лица, приравненные к инвалидам и участникам ВОВ;

4) инвалиды 1 и 2 групп;

5) семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов;

6) лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством РК;

7) многодетные семьи.

8) семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, при подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, при спасании человеческой жизни, при охране правопорядка.

 

Почему хотят сократить список очередников

Как отмечается в документе, количество граждан, состоящих на учете, постоянно увеличивается. Так, по состоянию на 1 июля 2018 года их было 492 511 человек, из них инвалиды и участники ВОВ — 184, дети-сироты — 61 104, социально-уязвимые слои населения — 216 704, бюджетники, госслужащие, сотрудники специальных государственных органов — 212 103 человек, граждане с аварийным жильем — 2 416 человек.

Разработчики провели сравнительный анализ, который показал, что если на 1 января 2012 года перед введением Программы «Доступное жилье — 2020» количество очередников составляло всего 147 тысяч человек, то в 2018 году это число составило 492 тысяч человек, то есть произошло увеличение количества очередников более чем в 3,3 раза.

Авторы концепции связывают это с тем, что основные направления программы были направлены на более полное обеспечение жильем именно очередников МИО, так из всего построенного жилья по линии АО «Жилстройсбербанк Казахстана» — 50% предоставлялось очередникам, по линии АО «Казахстанская ипотечная компания» — 70%, по линии АО ФН «Самрук-Казына» — 100% жилья, что повлияло на рост числа очередников. По мнению разработчиков законопроекта, нахождение граждан в списке очередников стало привлекательным для получения более доступного по стоимости жилья и повлияло на стремление граждан встать в очередь.

Теперь, считают авторы документа, настало время оптимизировать категории получателей жилья из государственного жилищного фонда для стимулирования населения в участии в программах по приобретению жилья в собственность, при этом возможность предоставления бесплатного жилья оставить только для тех категорий граждан, которые физически не могут накопить средства для приобретения жилья и их материальное положение не позволяет без поддержки государства обеспечить надлежащее содержание многоквартирного жилого дома, в том числе осуществлять накопления на его капитальный ремонт (социально-уязвимые слои населения).

«Поэтому в целях повышения сознательности граждан, модернизации их сознания и искоренения иждивенческих настроений в обществе, предлагается пересмотреть категории граждан, имеющих право на получение бесплатного жилья от государства и изменение его правового режима», — говорится в концепции.

 

Какие категории исключают из списка и почему

Авторы концепции объяснили, почему права на жилье из госфонда лишены именно эти граждане.

1. Оралманы

«Учитывая, что средний срок ожидания жилища по очереди составляет около 10 лет, статус оралмана за данный период утрачивается, и на основании статьи 73 Закона РК «О жилищных отношениях» данные лица подлежат снятию с учета, что показывает нецелесообразность включения в очередь людей по данной категории. Вместе с тем оралманам предусмотрены дополнительные льготы, пособия, подъемные выплаты, а также выделение земельного участка для постройки индивидуальных жилых домов», — гласит законопрект.

2. Военнослужащие и сотрудники специальных государственных органов

С 1 января 2018 года военнослужащие получают жилищные выплатыЛишение их права вставать в очередь объясняется тем, что они с 1 января 2018 года имеют отдельный механизм обеспечения жильем — жилищные выплаты. В целях исключения двойного учета в акимате и госоргане их исключают из списка очередников.

3.4. Лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,а также граждане, единственное жилище которых признано аварийным

Для них предусматривается специальный порядок обеспечения жилищем. Жилище из государственного жилищного фонда предоставляется на безвозмездной основе гражданам, жилище которых в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Казахстан стало непригодным для проживания.

5. Государственные служащие, работники бюджетных организаций,и лица, занимающие государственные выборные должности

По мнению авторов концепции, указанные лица имеют стабильную и адекватную зарплату и возможность участия в льготных целевых программах по улучшению жилищных условий, в том числе по месту работы.

6. Кандидаты в космонавты, космонавты

Данная категория граждан получают специальные государственные пособия. Согласно Закону РК «О специальном госпособии в Республике Казахстан» лицам, удостоенным почетного звания «Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы», назначается пособие в размере 138,63 МРП. Дополнительно космонавтам, удостоенным почетного звания «Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы», устанавливается повышающий коэффициент в размере 2,9 к должностному окладу.

7. Неполные семьи

Данную категорию граждан разработчики концепции включили в список исключенных из очереди категорий граждан, основываясь на отдельных случаях непорядочности со стороны некоторых семей. Разработчики утверждают, что как показывает статистика, многие молодые семьи преднамеренно оформляют фиктивные разводы для приобретения статуса, дающего право на постановку в очередь и реальную возможность получить жилье, как «неполные семьи», при этом жить они продолжают со своими супругами.

8. Пенсионеры по возрасту

Данная категория населения также вошла в «черный» список. Авторы законопроекта считают, что граждане до достижения общеустановленного пенсионного возраста на протяжении своего активного периода рабочей трудоспособности должны решать свои жилищные вопросы путем участия в государственных программах, ипотеках, накоплений. Встречаются случаи преднамеренного ухудшения своих жилищных условий путем отчуждения пригодного для проживания жилища, принадлежавшего им на праве собственности.

В проекте дополнительно отмечается, что согласно статье 145 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Концепция гласит, что все граждане Республики Казахстан, состоящие в очередях по состоянию на день принятия Закона, сохраняют своё право получить в пользование жилище из коммунального жилищного фонда или жилища, арендованные местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, но без права приватизации.

 

Что предлагают жилищные программы для всех категорий граждан

Итак, мы решили представить, что если законопроект все же будет принят, то какие жилищные программы могут подойти исключенным из списка категориям граждан, например работникам бюджетной сферы. Указанные лица, как отмечается в концепции законопроекта, «имеют стабильную и адекватную зарплату и возможность участия в льготных целевых программах». Посмотрим, так ли это?

 

Квартиры по госпрограмме «Нурлы жер»

Это строительство кредитного жилья через систему жилстройсбережений и реализацию жилья через МИО, 50% квартир могут купить очередники, а 50% — все вкладчики банка, не имеющие жилья на праве собственности.

Цена за 1 кв. м (цена без стоимости инженерных сетей):

- до 180 тыс. тенге — Астана, Алматы и их пригородные зоны, Атырау, Актау;

- до 140 тыс. тенге — остальные регионы.

Первоначальный взнос — не менее 20%. Ставка по кредиту — 5% годовых (ГЭСВ — 5,2% годовых).

Представим, что гражданин хочет купить квартиру за 10 миллионов тенге. В рамках госпрограмм Жилстройсбербанк выдает предварительные жилищные займы. В период пользования предварительным жилищным займом заемщик погашает только вознаграждение по займу и одновременно осуществляет взносы на свой депозит до достижения 50% от договорной суммы. По истечении срока накопления выплачиваются накопленные сбережения и жилищный заем, которые направляются на погашение предварительного жилищного займа.

Таблица 1. Расчет покупки квартиры по предварительному займу


А теперь представим, много ли бюджетников или госслужащих в стране, не говоря уже о матерях-одиночках, которые имеют 2-3 миллиона тенге на первоначальный взнос и могут затем обслуживать ипотеку с ежемесячным платежом пусть даже в 60 000 тенге?

 

Жилье по программе «Свой дом»

Это собственная антикризисная программа Жилстройсбербанка, цель которой создать условия для стимулирования жилищного строительства, решить проблему дефицита жилья и вовлечь еще больше казахстанцев в систему жилстройсбережений. Средняя стоимость квартир по программе «Свой дом» составляет в Алматы и Астане 260 000-290 000 тенге, в регионах — 180 000-200 000 тенге за квадратный метр.

Для примера возьмем квартиру еще дешевле и первоначальный взнос поменьше.

Таблица 2. Прогнозный расчет выкупа квартиры стоимостью 9 миллионов тенге в рамках программы «Свой дом»

Ежемесячный платеж по этой программе получился еще выше. В этом случае возможность обслуживать данную ипотеку исключенным из очереди категориям граждан стала еще сомнительнее.

 

Ипотека «7-20-25»

Рассмотрим самую распиаренную жилищную программу последних месяцев. По «7-20-25» можно купить новое жилье от застройщика. Процентная ставка составляет до 7%, порог первоначального взноса — 20%, срок погашения займа — до 25 лет.

Облегчает покупку жилья то, что на первоначальный взнос участнику программы, но только из числа бюджетников, будут выдаваться жилищные сертификаты на первоначальный взнос. Посмотрим, во сколько обойдется покупка квартиры по цене 10 миллионов тенге.

Здесь платеж более доступен, чем по предыдущим программам. Но проблема в том, что рынок испытывает дефицит первичного жилья. Так, в июле по результатам исследования Ипотечной организации «Баспана», только около 3000 квартир по Казахстану соответствовало условиям программы. Как отметил председатель правления «ИО «Баспана» Кайрат Алтынбеков, из этого числа порядка 1500 квартир население уже купило по «7-20-25».

 

Ипотека «Баспана Хит»

После запуска ипотечной программы «7-20-25» казахстанцы активно просили включить в программу вторичный рынок. И в сентябре ИО «Баспана» презентовала новую программу «Баспана Хит». Объект кредитования — жилье на вторичном рынке. Первоначальный взнос — от 20% от стоимости жилья. Годовая ставка — базовая ставка Национального банка + 1,75%. С учетом того, что сейчас она составляет 9%, ставка по продукту «Баспана» равна 10,75%. Срок кредита — до 15 лет.

Вот расчеты для покупки объекта за 10 миллионов тенге.

Как видим, такая жилищная программа оказалась самой дорогой и наименее доступной из перечисленных выше.

Вывод: несмотря на то, что на сегодняшний день в Казахстане немало жилищных госпрограмм, почти все они, за исключением арендного жилья для очередников, имеют рыночный характер и нацелены на то, чтобы затраты государства на строительство были возвращены в бюджет. Следовательно, если вышеуказанный законопроект будет принят и 11 категорий очередников лишат права на арендное жилье из госфонда, то казахстанцев с жилищными проблемами станет гораздо больше.

 

Источник www.kn.kz от 22.10.2018