АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ RIALIGHT
БОЛЕЕ 18 ЛЕТ ЛИДЕРСТВА В ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ПОКУПКЕ И ПРОДАЖЕ НЕДВИЖИМОСТИ В АЛМАТЫ

Сегодня представители оценочной деятельности так или иначе связывают трудности оценки с действующим законодательством в этой области, а именно с лицензированием и его планируемой отменой.

По данным Республиканской палаты оценщиков Казахстана, за последние десять лет в РК было выдано около четырех тысяч лицензий. Правда, посчитать точное количество лицензий невозможно, как невозможно отследить деятельность большинства оценщиков. На протяжении многих лет лицензии в Казахстане выдавались не только юридическим, но и физическим лицам. В 2011 году рынок оценочной деятельности составил 45 миллионов долларов. Если учитывать размеры рынка, число организаций и независимых оценщиков, это достаточно небольшая цифра. Грядущие перемены, которые повлечет за собой возможная отмена лицензирования, могут стать причиной снижения доходов и сокращения числа специалистов в области оценки.

Однако отмена лицензирования вопрос решенный, хотя и долговременный. В 2011 году в Казахстане был издан указ президента об упрощении функционирования предпринимательской структуры и упразднения порядка трехсот лицензий. В этот список входит и оценочная деятельность. В правительстве республики уже больше года разрабатывается план перехода оценочной деятельности на полное саморегулирование, то есть передачу основных полномочий палатам оценщиков.

— Считаю, что отмена лицензирования приведет к хаотичному развитию оценочной деятельности в Казахстане, — говорит генеральный директор «Азия Тураби» Елдос Ерсеитов, а также будет способствовать расшатыванию рынка кредитования. В Казахстане еще не созданы условия для перехода на саморегулирование какой-либо деятельности, так как у нас отсутствует опыт и соответствующая нормативно-правовая база. Необходимо проведение тщательного анализа и поиска оптимального варианта вида саморегулирования, который приживется в нашей правовой системе.

Надо сказать, что отмена лицензирования может повлечь за собой и негативные последствия, как, например, произошло в России, где его отменили еще в 2007 году. Правда, в России и раньше лицензировали только юридические лица. В результате отмены оценщики — физические лица оказались под надзором палат, а вот юридические лица полностью из-под контроля ушли.
— Юридические лица в России — это ИП и ООО. В составе этих организаций может работать 20-30 человек — физических лиц, и эти оценщики находятся под контролем палат, а само ООО или ИП не под контролем, — поясняет руководитель Карагандинской палаты оценщиков, директор компании «Артокс» Артем Шевчук. — У них по закону директором этой организации может быть вообще не оценщик, но он утверждает отчеты об оценке. Допустим, клиенту нужна заказная оценка, он приходит к директору ООО, договаривается, директор поручает подчиненному провести заказную оценку. Оценщик отказывается, директор угрожает увольнением, и тот соглашается, а потом, если с этой оценкой возникают проблемы, директор ни за что не отвечает и «под раздачу» попадает оценщик. Чтобы не случилось такого перекоса у нас, я с уверенностью утверждаю, что лицензирование юридических лиц нужно оставлять. Контролировать их деятельность обязано государство.

— При сегодняшней нестабильной экономической ситуации в Казахстане необходимо осторожно подходить к реформе регулирования оценочной деятельности. На мой взгляд, о саморегулировании оценочной деятельности вообще думать рано, — говорит председатель президиума столичной палаты оценщиков, практикующий оценщик Ольга Яковлева. — С новым витком повышения цен на недвижимость, в частности, в Астане, саморегулирование рынка оценочных услуг необходимо более обстоятельно подготовить. Лицензирование в том виде, в котором оно существует сейчас, уже показало свою несостоятельность. Кроме того, вопрос об отмене лицензирования практически решён на правительственном уровне. Вряд ли нам удастся ещё продлить переходный на саморегулирование период больше чем на год. Однако отдавать контроль на откуп саморегулируемых организаций полностью преждевременно.

— На мой взгляд, отмена лицензирования оценки как юридических, так и физических лиц — преждевременная мера, которая приведет к дальнейшему падению профессиональной оценки и как специальности, и как профессии, — считает руководитель Палаты профессиональных оценщиков Казахстана, директор оценочной компании «Риал Истейт» Мария Барнаева. — В перспективе отменять лицензирование придется, такая задача поставлена главой государства. Но начать надо с отмены лицензирования юридических лиц. По нашему законодательству осмотр объекта оценки делает оценщик, принимает решение о методологии расчетов оценщик, делает отчет опять оценщик, и именно от его уровня знаний и зависит реальная стоимость объекта. С введением квалификационных экзаменов, которые проводит уполномоченный орган, стало очень заметно повышение уровня оценщиков, приходящих в специальность. Можно, конечно, рассуждать о замене лицензии физических лиц на квалификационное свидетельство, которое будут выдавать палаты, но сегодня я предостерегла бы от принятия такого решения, так как многократно возрастет коррупционная составляющая, и в профессию придут малознающие люди, качество отчетов ухудшится.
— В прошлом году на 12 Международном конгрессе оценщиков в Алматы коллегами было подчеркнуто, что нормативное, методическое и организационное обеспечение оценочной деятельности в РК является передовым в странах СНГ, — говорит заместитель председателя президиума, председатель Экспертного совета Республиканской палаты оценщиков (РПО) Александр Калинин. — Действительно, разработано и утверждено 18 документов — закон, стандарты, правила, инструкции. В каждой области создано по одной палате оценщиков, которые объединяются в единую РПО. Введено обязательное членство оценщиков в одной из палат. С другой стороны, имеет место как минимум три сомнительных достижения в оценочной деятельности Казахстана. Во-первых, мы занимаем первое место в мире по количеству выданных лицензий в расчете на 1 млн населения. Во-вторых, нигде, кроме как в РК, оценщиков не курирует Министерство юстиции. Обычно кураторами выступают Министерство финансов, Комитеты по госимуществу и другие организации. И, в-третьих, всего в двух или трех странах лицензируются юридические и физические лица в области оценочной деятельности. С созданием областных палат имеет место путаница по их количеству и членству. Кроме того, ряд оценщиков, работающих в БВУ, на госслужбе, в аудиторских компаниях, не имеют право оказывать коммерческие оценочные услуги. Фактически, они не являются практикующими оценщиками. По указанным и другим причинам президиум РПО настаивает на отмене лицензирования физических лиц и передаче функций их сертификации палатам. Однако Министерство юстиции не заинтересовано в этом, потому как проводит экзаменацию кандидатов на получение лицензий. Переход на саморегулирование и сертификацию оценщиков на уровень областных и Республиканской палат позволит, на мой взгляд, усилить контроль за качеством оценочных услуг.

Артем Шевчук, руководитель Карагандинской палаты оценщиков, директор компании «Артокс»:

— Закон об оценочной деятельности будет меняться в ближайшее время. На мой взгляд, необходимо оставить лицензирование юридических лиц, а вот выдавать лицензии физическим лицам нужно прекратить. Мы не раз выходили в органы юстиции с этими предложениями. Кроме того, я считаю необходимо обнулить выданные ранее лицензии. Люди, которые получили эти лицензии, если считают себя специалистами в области оценки, могут сдать квалификационный экзамен и подтвердить свою состоятельность в профессии. Что касается палат оценщиков, то сегодня на территории Казахстана их четырнадцать — это много. Палатам нужно объединяться и укрупняться. Государство должно дать палатам больше полномочий по контролю качества оценки. Этому будет способствовать переход на саморегулирование. Что же происходит сегодня? Даже если я вижу, что какой-то оценщик нарушает законодательство, я не могу ничего предпринять, если он не состоит в нашей палате, пусть даже работает на территории Караганды. Сегодня закон разрешает оценщикам состоять в любой палате — даже если оценщик работает в Астане, он может числиться, например, в Павлодарской палате. Мы с такой проблемой столкнулись. В Караганде работает оценщик, в нашей палате не состоит, и я точно знаю, что работает, нарушая законодательство, то есть нечестно. Обрабатываем информацию, направляем в Министерство юстиции — оттуда звонят и отчитывают, как мальчика, говорят «вы превышаете свои полномочия». Исходя из этого примера, стоит делать вывод, что законодательство давно необходимо менять. Это долгосрочная работа. После отмены лицензирования департаменты юстиции на местах должны будут проверять деятельность ИП и ТОО, занимающихся оценочной деятельностью. Лицензирование физических лиц надо заменить сертификацией. Подобная система действует у аудиторов. У них нет ИП, только ТОО и много функций по контролю и надзору дано палатам. Юридическим лицам необходимо выдавать лицензию минимум по четырем направлениям — оценка бизнеса, недвижимости, оборудование и интеллектуальная собственность. Что касается физических лиц, сертификация должна проходить ещё по более узким специализациям. Все эти предложения есть в проекте перехода на саморегулирование, но вот примут их или нет пока неизвестно.


Источник: www.kn.kz