Недавнее выступление президента РК Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании правительства о необходимости навести порядок в строительной отрасли и основательно доработать представленный в мажилис проект Строительного кодекса (СК) с вдохновением восприняли специалисты, работающие в этой сфере, сообщила председатель комитета строительства и ЖКХ президиума НПП "Атамекен" Ирина Манжанова. По ее словам, в отличие от исполнительных органов, глава государства услышал голос отраслевых экспертов и прислушался к их мнению. Она выразила надежду, что "после сделанных президентом замечаний документ будет отправлен на доработку и обретет, наконец, вид настоящего кодекса, а не наспех состряпанного суррогата из действующих законов".
Главный приоритет
"В такие моменты начинаешь верить, что назревшие глобальные изменения в отрасли станут настоящим качественным прорывом на благо жителей нашей страны", – отметила Ирина Манжанова.
По ее словам, есть необходимость в доработке проекта СК, который вызвал большое сопротивление среди специалистов, до уровня лучших мировых практик, в соответствии с рекомендациями экспертного сообщества и бизнеса.
"По поводу монополизации сферы экспертизы строительства глава государства подчеркнул, что безопасность граждан – главный приоритет. Экспертиза проектов всех особо важных, крупных, потенциально опасных объектов, которые связаны с массовым пребыванием людей, сегодня находится в госмонополии, и с этим в экспертном сообществе согласны. Мы давно говорим о необходимости повышения уровня персональной ответственности специалистов всех уровней в строительной сфере через страхование, начиная от проектировщиков, экспертов. Мы даже стали пилотно страховать своих экспертов три года назад. Но госорган – министерство промышленности и строительства нас не услышало и стало внедрять устаревшие методы", – рассказал председатель правления палаты экспертных организаций Казахстана Бирлик Ережепов.
По его словам, в проекте Строительного кодекса, который подверг критике президент РК, остались старые нормы по лицензированию, аккредитации, аттестации. Система не поменялась, ничего нового не предложили.
"Административно-командные методы сегодня уже не работают. У государства нет ресурсов, чтобы каждую стройку контролировал специалист ГАСК. Нужно повышать ответственность через персональное страхование специалистов. Это принятая практика во всем мире. Время уже требует необходимости внедрения таких методов, – отметил Бирлик Ережепов. – Каждый специалист, эксперт должен понять, что он рискует своим имуществом, своей репутацией, если не обеспечит качество своих работ. Других эффективных методов еще никто не придумал. Мы считаем, что необходимо реформировать систему и госэкспертизы, повышать уровень ответственности их специалистов через страхование".
Бирлик Ережепов также напомнил, что полтора года назад президент страны давал поручение госоргану разработать Градостроительный кодекс, но они разработали совершенно другой, Строительный кодекс, который, кроме строительства, градостроительства включил в себя архитектуру, долевое участие, саморегулирование, индивидуальное жилищное строительство. А это разные сферы, которые должны регулироваться другими кодексами и законами. По сути, это был проект консолидированного закона, подчеркнул спикер.
"Госорган говорил, что они согласовали изменение названия кодекса, с Градостроительного на Строительный. Но экспертному сообществу они никаких согласований так и не показали. В итоге получился такой кодекс, который не отвечает нормативным требованиям. Они внесли в проект СК то, что собрали из действующих законов, нормативно-правовых актов и еще добавили кое-что. В целом нет того документа, который хотели видеть глава государства, общество и специалисты-эксперты. Мы надеемся, что теперь министерство промышленности и строительства разработает настоящий Градостроительный кодекс. Уполномоченный орган должен во время работы над ним консультироваться, собирать градостроителей, архитекторов, экспертов, строителей. Ранее этого не было сделано. Они обсуждали концепцию законопроекта, а детальное содержание никто не обсуждал", – резюмировал спикер.
Вице-президент Казахского центра Международной академии архитектуры (Евразия), почетный архитектор РК, директор проектной фирмы "ГРАДО" Аркинжан Маметов рассказал, что архитекторов-градостроителей порадовало выступление Касым-Жомарта Токаева, особенно по вопросам развития экономики, активизации перехода на новые уровни с привлечением инвесторов.
"Мы это полностью поддерживаем, потому что необходимо развивать республику. Мне понравилось, что глава государства четко обозначил: он давал задание разработать Градостроительный кодекс, а в мажилис представлен Строительный кодекс. По всей вероятности, именно в таком варианте документа была заинтересованность инвесторов, которые заняты в области строительства. Мы тщательно его изучили, особенно по градостроительной части, и ничего нового не увидели. В нем были приведены статьи, которые дублируются с нашей инструкцией по разработке градостроительных проектов, при этом они остались в том виде, в каком были больше 70 лет назад. Единственное, что они добавили, – это нормы, которые касаются крупных схем планирования градостроительных проектов областей, районов. И то представили все так, что генеральная схема организации территории – это госмонополия, которую должен разрабатывать только один институт. Это неправильно".
По словам Аркинжана Маметова, второй вопрос, который правильно затронул глава государства, – необходимость применения мировых практик по градостроительству в Градостроительном кодексе.
"В странах СНГ и в сопредельных государствах много говорят по поводу того, как называть градостроительные проекты. На территории республики имеются факты разработки так называемых мастер-планов. Как нам дальше к этому относиться, чтобы мы были на каком-то уровне? В варианте Строительного кодекса, направленного в мажилис, "ушли" куда-то понятия, что такое урбанизм, новый урбанизм, урбанистика. В двух крупных городах Казахстана – Астане и Алматы – главные управления, которые курируют архитектуру и градостроительство, были переименованы в управления градостроительного планирования и урбанистики. Но это не получило отражения нигде в кодексе", – отметил Аркинжан Маметов.
По его словам, каждая область, район РК, город областного подчинения должны сами вести градостроительные кадастры, дежурный план, должным образом следить за качеством строительства. Но пока в Казахстане наблюдается обратная картина – все должны сдавать документы в республиканский центр градостроительного планирования и кадастра при комитете по делам строительства и ЖКХ.
"Как вести контроль, непонятно. Также вышел приказ со стороны комитета о том, что надо делать государственную экспертизу градостроительных проектов всех уровней. Но у нас есть малые села с населением до 5 тыс. человек, на которые также разрабатываются генпланы, совмещенные с проектами детальных планировок. Каждый градостроительный проект разрабатывается по заданию местных исполнительных органов с учетом всех природных и планировочных особенностей с соблюдением градостроительных нормативов, – заявил Аркинжан Маметов. – Мы не видим смысла в трате усилий и бюджетных денег на то, чтобы проводить госэкспертизу малых населенных пунктов. Для этого понадобится большое количество экспертов. Выборочная проверка может проводиться со стороны областных органов архитектуры и градостроительства и комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Президент РК акцентировал внимание на повышение результативности работ, а не расширение бюрократии".
По мнению Аркинжана Маметова, худший вариант развития градостроительной деятельности – госмонополизация всех ее аспектов. Современный подход должен быть больше ориентирован на работу с общественностью, с населением.
"Ответственность должна лежать на разработчике градостроительных проектов, на главных специалистах, которые принимают решение. Если они что-то неправильно приняли, то они должны лишиться аттестации. Сертификация должна решаться специализированными и общественными органами, которые владеют ситуацией. Сейчас у нас лицензии выдает ГАСК, а он не владеет ситуацией, кто как работает. Он выдает лицензии по той системе, которая существует – наличие оборудования, специалистов. Формально все правильно. Но союзы архитекторов, градостроителей в Казахстане лучше знают, кто хорошо выполняет работу, а кто плохо. Система госзакупок в РК дает приоритет новым, молодым организациям. Мы согласны, если это касается малых градостроительных проектов, разработки второго или третьего уровня проектов. Но поручать людям без опыта, например, градостроительные проекты областных центров – это многомиллиардные убытки от неправильно принятых решений", – привел примеры почетный архитектор РК.
По его мнению, лицензии, сертификаты по градостроительной деятельности должны выдавать профильные общественные организации, необходимо подключать опытных архитекторов из союзов проектировщиков, архитекторов, градостроителей. Аркинжан Маметов предлагает, чтобы наиболее сложные проекты проходили рассмотрение на безвозмездной основе в этих общественных организациях.
"У нас многие органы архитектуры и градостроительства объединены с другими органами, и их возглавляют некомпетентные в градостроительстве специалисты, у которых нет ни соответствующего образования, ни опыта. Органы архитектуры тоже должны отвечать за развитие городов и за все строительство. А у нас получилось так, что важным органом делают ГАСК, который подчинен комитету по делам строительства и ЖКХ, а это неверно. В ГАСК очень мало работает архитекторов. Орган нужный, но главную роль должны играть органы архитектуры и градостроительства, в которых должны работать опытные специалисты со стажем работы не менее 5 лет проектной практики. Кроме того, у нас строят много жилья и порой идут на уплотнение, забывая о людях, о создании для них комфортной среды. Об этом у нас много говорят, но инвесторы продолжают идти в этом направлении", – резюмировал Аркинжан Маметов.
На расширенном заседании правительства Касым-Жомарт Токаев заявил, что актуальной проблемой является отсутствие эффективного регулирования строительной отрасли, играющей большую роль в социально-экономической жизни страны. Полтора года назад он поручал разработать Градостроительный кодекс, соответствующий лучшим мировым практикам. Однако же в адрес президента поступает много обращений от экспертов и бизнес-сообщества, что проект кодекса не отвечает поставленной задаче, представляет собой свод уже действующих норм, не содержит новых подходов и решений. Поэтому проект нужно основательно доработать.
Также глава государства отметил, что сейчас активно обсуждается вопрос возврата государственной монополии на экспертизу в строительной сфере. Безопасность граждан – это главный приоритет, поэтому надо повышать контроль качества строительства. По его словам, правительству следует соблюсти баланс интересов, чтобы не допустить полного поглощения государством этого конкурентного рынка.