АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ RIALIGHT
14 ЛЕТ ЛИДЕРСТВА В ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ПОКУПКЕ И ПРОДАЖЕ НЕДВИЖИМОСТИ В АЛМАТЫ

Указ Президента Республики Казахстан от 6 сентября 1993 года № 1344 "О новой жилищной политике"

Приватизация государственного жилищного фонда, либерализация цен и другие процессы перехода к рынку, снижение вследствие инфляции покупательных способностей населения существенно изменили ситуацию в жилищной сфере. Требуется проведение принципиально новой жилищной политики и превращение ее в один из приоритетов общества.

При активной государственной поддержке жилищное строительство станет начальной точкой оздоровления и роста всей экономики, увлекая за собой широкий спектр других отраслей. Это будет способствовать финансовой стабилизации, создавая у населения стимулы к накоплению, сдерживать уровень безработицы за счет организации в строительстве общественных работ. Многое для наращивания объемов жилищного строительства имеется в самой республике.

Поворот в жилищной политике, обусловленный логикой рыночных отношений, состоит в переходе в основном от прежней практики распределения жилья, построенного за счет бюджетных ассигнований, к зарабатыванию его самими гражданами, в поэтапном переводе жилищной сферы в режим бездотационного функционирования. Но в обоих случаях государство обеспечит социальную защиту определенных категорий граждан, особенно малоимущих слоев населения.

Необходимо создать реальную возможность строительства или приобретения жилья семьям со средними и частично с низкими доходами. Без существенного повышения доли частного жилищного сектора не сформировать важнейшие составляющие рыночной экономики - рынок жилья и рынок труда, эффективный механизм территориального и межотраслевого перелива капитала и других ресурсов.

В целях создания предпосылок и стимулирования широкого развития жилищного строительства и дальнейшего реформирования жилищных отношений ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Государственную программу новой жилищной политики и механизмы ее реализации согласно приложению и считать ее осуществление государственным приоритетом.

2. Для обеспечения на переходный период государственного регулирования всего строительного комплекса и застройки территорий, реализации новой жилищной политики и улучшения эксплуатации жилищного фонда образовать Министерство строительства, жилья и застройки территорий (Минстрой) Республики Казахстан на базе упраздняемого Государственного комитета Республики Казахстан по архитектуре и строительству с сохранением за Министерством ранее возложенных на указанный Комитет функций.

Структуры Министерства строительства, жилья и застройки территорий в областных центрах и городах республиканского подчинения осуществляют лицензирование на право деятельности в строительстве, контроль качества строительной продукции, государственную экспертизу проектов, а также контроль за соблюдением нормативных актов в застройке территорий.

Установить квоту представительства Министерства строительства, жилья и застройки территорий в Наблюдательных советах строительных холдингов в размере 35 процентов при голосовании от имени собственника государственного пакета акций. Предложения о назначении (освобождении) президентов холдингов строительного комплекса вносятся в установленном порядке указанным Министерством.

Министерству строительства, жилья и застройки территорий:

создать государственные компании с функциями коммерческих застройщиков по организации строительства жилья на конкурсной основе, а также государственную компанию по оценке недвижимости в жилищной сфере;

внести на согласование Кабинета Министров проекты положений об указанных компаниях.


Функции коммерческого застройщика могут выполнять и другие организации, независимо от формы собственности, при условии получения ими лицензии и выполнения правил, установленных Министерством строительства, жилья и застройки территорий для коммерческих застройщиков.

3. Учитывая приоритетность развития жилищной сферы и в целях создания единой системы ее финансирования, обеспечивающей доступ широких слоев населения к долгосрочным кредитам для строительства или приобретения жилья, Кабинету Министров выступить учредителем государственного Банка жилищного строительства (Жилстройбанка) с его филиалами на местах. Совместно с Национальным Банком оказать содействие в техническом оснащении Банка жилищного строительства.

Для обеспечения с самого начала необходимых масштабов финансирования жилищной сферы через систему Банка жилищного строительства:

а) Координационному совету Фонда преобразования экономики решить вопрос о выделении в 1993 году 10 млрд. рублей на формирование уставного фонда Банка жилищного строительства;

б) начиная с 1994 года, при разработке республиканского бюджета расходы на жилищное строительство предусмотреть отдельной строкой. Ежегодно предусматривать выделение из средств республиканского бюджета 2 млрд. рублей на пополнение уставного фонда Банка жилищного строительства;

в) ежегодно направлять через Банк жилищного строительства на финансирование жилищной сферы:

10 процентов средств фонда преобразования экономики, из которых 40 процентов использовать на модернизацию стройиндустрии, 40 процентов в качестве долгосрочных кредитных ресурсов, а 20 процентов на строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

20 процентов средств, получаемых от приватизации государственного имущества, в качестве долгосрочных кредитных ресурсов;

15 процентов средств фонда занятости для организации общественных работ, создания дополнительных или сохранения существующих рабочих мест, связанных со строительством жилья, его ремонтом, а также со строительством и эксплуатацией объектов инфраструктуры;

г) Национальному банку передать 20 процентов фонда регулирования кредитных ресурсов Банку жилищного строительства в качестве кредитных ресурсов;

д) в целях концентрации ассигнований на жилищное строительство и эффективного их расходования на конкурсной основе Министерству финансов, местным исполнительным органам и государственным предприятиям направлять выделяемые на эти цели средства только через систему Банка жилищного строительства. Сохранить прежний порядок финансирования жилищного строительства из централизованных источников для объектов, начатых до 1 января 1994 года.


С учетом того, что впредь строительство жилья в республике должно для его удешевления проходить, как правило, на конкурсной основе, собственные строительные организации предприятий должны участвовать в конкурсе на общих основаниях.

4. Главам Алматинской городской и областных администраций совместно с руководителями территориальных комитетов Государственного комитета по государственному имуществу в течение трех месяцев обеспечить размещение центрального аппарата в г. Алматы и филиалов Банка жилищного строительства в областных центрах.

5. Установить, что местные исполнительные органы выполняют следующие функции в жилищной сфере:

организация и проведение совместно с представителями Банка жилищного строительства конкурсов между коммерческими застройщиками за получение заказов и финансовых средств на строительство жилищных объектов;

обеспечение финансирования строительства объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в районах жилой застройки в соответствии с действующим законодательством;

постоянный контроль за соблюдением законодательных и нормативных требований при проектировании и строительстве;

контроль за аукционной продажей недвижимости в жилищной сфере;

организация проведения региональных специализированных выигрышных жилищных лотерей.


6. Министерству финансов, Министерству социальной защиты, Министерству труда и Министерству строительства, жилья и застройки территорий совместно разработать систему выдачи жилищных пособий для малоимущих и социально защищаемых групп населения для компенсации этим группам повышения цен на жилищно-коммунальные услуги и квартирную плату. Повышение цен за указанные услуги осуществить только при наличии утвержденной Кабинетом Министров Республики Казахстан программы выдачи жилищных пособий.

7. В целях предоставления льгот участникам процесса жилищного строительства Кабинету Министров внести в установленном порядке в Верховный Совет республики предложения: об уменьшении облагаемой налогом прибыли на суммы, выплаченные предприятиями, объединениями, организациями работникам для внесения на специальные жилищные ссудо-сберегательные счета для строительства или приобретения жилья; о выдаче местными представительными органами в первоочередном порядке строительным организациям, ведущим жилищное строительство на их территории, разрешений на использование месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

8. Министерству печати и массовой информации, государственной телерадиовещательной компании Казахстан, главам областных администраций совместно с Министерством строительства, жилья и застройки территорий разработать и осуществить программу информационно-пропагандистского обеспечения реализации новой жилищной политики, предусмотреть издание каталогов, пособий, руководств и другого информационного материала для населения.

Местным исполнительным органам создать систему консультативных служб для населения по разъяснению основных положений государственной жилищной политики и оказанию услуг в приобретении и строительстве жилья.

9. Кабинету Министров подготовить и внести на рассмотрение Верховного Совета пакет предложений по внесению дополнений в действующее законодательство, необходимых для осуществления новой жилищной политики.

10. В целях координации действий по реализации новой жилищной политики и контроля за ходом ее выполнения образовать республиканскую комиссию во главе с Государственным советником Республики Казахстан. Аналогичные комиссии создать главам администраций. Персональный состав данных комиссий определяется Премьер-министром и соответствующими главами администраций.

 

Президент Республики Казахстан H. HАЗАРБАЕВ