АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ RIALIGHT
БОЛЕЕ 18 ЛЕТ ЛИДЕРСТВА В ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ПОКУПКЕ И ПРОДАЖЕ НЕДВИЖИМОСТИ В АЛМАТЫ

Государственная программа новой жилищной политики и механизмы ее реализации. Раздел I. Общие положения

Настоящая Государственная программа новой жилищной политики и механизмы ее реализации разработаны во исполнение постановления Президента Республики Казахстан от 15 июля 1992 года № 853 О мерах по реализации стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства.

 

Раздел I. Общие положения

1. Основные понятия и термины

1.1. Жилищная сфера - общее понятие, включающее в себя все аспекты, имеющие прямое или косвенное отношение к жилью и обеспечивающие нормальную жизнедеятельность человека.

Материальную часть жилищной сферы составляют:

селитебные территории населенных мест, включая социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру;

имеющийся жилищный фонд, надворные хозяйственно-подсобные постройки, элементы благоустройства, а также жилые дома, незавершенные строительством;

жилищно-коммунальное хозяйство;

база строительной индустрии, включая парк строительной техники и производство строительных материалов и инженерного оборудования для строительства и ремонта жилья;

проектно-сметная документация и информационные материалы.

1.2. Коммерческий застройщик - юридическое лицо, независимо от формы собственности, имеющее лицензию от уполномоченного государственного органа на организацию процесса жилищного строительства и оказание услуг населению по приобретению, продаже и обмену жилья.

1.3. Ипотечное кредитование в жилищной сфере - кредитование строительства или покупки жилья под залог недвижимости (право на аренду земельных участков, право собственности на строения, сооружения и иные прочно связанные с землей объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению), в том числе под залог будущего жилья.

1.4. Социальные нормы площади жилья - показатели общей площади жилых домов, необходимой для проживания семьи, в том числе состоящей из одного человека. Социальные нормы складываются из суммы санитарных норм общей площади жилья на каждого члена семьи и установленной дополнительной семейной площади.

Санитарные нормы площади жилья - минимальные удельные показатели общей площади помещений на одного человека, определяющие допустимый уровень санитарно-гигиенических и психологических требований. Эти нормы устанавливаются Министерством строительства, жилья и застройки территорий по согласованию с Министерством здравоохранения и применяются для государственного жилищного сектора.

 

2. Государственная жилищная политика

 

2.1. Государственная жилищная политика строится на основе следующих принципов:

переход от распределения государственного жилья к преимущественно его зарабатыванию отдельными гражданами и предприятиями, независимо от их форм собственности;

создание условий для обеспечения конституционных прав граждан на жилище, включая государственное обеспечение жильем отдельных категорий граждан;

создание системы льгот для граждан и юридических лиц, участвующих в процессе жилищного строительства;

поэтапный перевод сферы жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования;

обеспечение сохранности имеющегося жилищного фонда, увеличение длительности эксплуатации жилья;

изменение структуры жилищного строительства в сторону увеличения доли малоэтажных жилых домов для одной или нескольких семей;

преемственность проводимой жилищной политики в отношении сохранения прав очередников на жилье.

 

2.2. В целях реализации принципов государственной жилищной политики: внести необходимые изменения и дополнения в систему правовых норм, имеющих отношение к жилищной сфере;

реформировать систему финансирования жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства с учетом интересов социально защищаемых слоев населения;

демонополизировать жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, изменить формы организации строительства, обслуживания и ремонта жилья;

предусмотреть комплекс мер по снижению стоимости строительства жилья и удешевлению его для населения;

создать систему льгот участникам процесса жилищного строительства и эксплуатации и содержания жилищного фонда с целью вовлечения в этот процесс максимального количества граждан и юридических лиц;

осуществлять меры по расширению арендного сектора в жилищной сфере, в том числе государственного и ведомственного обменного фонда и служебной воинской жилой площади;

модернизировать базу строительной индустрии и промышленности строительных материалов с ориентацией их на выпуск эффективных и недорогих конструкций, изделий, материалов и предметов домоустройства, на применение экономичных технологий возведения и эксплуатации жилых домов;

предусмотреть упрощенную процедуру выделения и регистрации земельных участков для жилищного строительства и обеспечить в районах жилой застройки комплексное развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

проводить развернутую пропаганду новой жилищной политики с целью разьяснения широким слоям населения ее сути и механизмов реализации;

создать эффективные организационные структуры для осуществления жилищной политики государства.

 

2.3. Реализация новой жилищной политики, основанной на постепенном уменьшении роли государства в финансировании жилья и отходе от монопольной функции его собственника, требует:

последовательного снижения государственной поддержки жилищной сферы до уровня, обеспечивающего финансирование строительства жилья для социально защищаемых групп, а также выделение в необходимых случаях адресных компенсаций и пособий на наем, эксплуатацию и содержание квартир;

изменения утвердившегося в сознании населения отношения к жилью как к благу, бесплатно предоставляемому государством, на стремление приобрести жилье в собственность по личному выбору с учетом своих возможностей;

косвенного регулирования, через систему финансовых и экономических рычагов, цен на строительную продукцию и эксплуатационные услуги;

создания условий для привлечения в жилищную сферу средств граждан и юридических лиц, иностранных инвесторов и кредиторов.

 

3. Участники процесса жилищного строительства и эксплуатации жилищного фонда

 

3.1. Основными участниками процесса жилищного строительства и эксплуатации жилищного фонда являются:

Министерство строительства, жилья и застройки территорий со своими органами в областях, создаваемое на базе упраздняемого Госкомитета по архитектуре и строительству с сохранением за Министерством ранее возложенных на этот Госкомитет функций;

местные исполнительные органы;

государственный Банк жилищного строительства;

независимые государственные и частные компании с функциями коммерческих застройщиков по организации строительства жилья на условиях конкурентности;

государственная компания по оценке недвижимости в жилищной сфере;

проектные организации различных форм собственности, занимающиеся проектированием жилых домов и объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

строительные, монтажные и другие подрядные организации, независимо от форм собственности, участвующие в процессе строительства жилых домов и объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

предприятия и организации, независимо от форм собственности, занимающиеся производством строительных материалов, изделий, конструкций и техники для строительства жилых домов и объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

специализированные организации, независимо от форм собственности, занимающиеся оказанием услуг по продаже и обмену жилья;

организации, независимо от форм собственности, занимающиеся оказанием услуг по содержанию жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры;

потребитель в лице физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в том числе товарищества индивидуальных застройщиков, товарищества владельцев квартир, жилищные и жилищно-строительные кооперативы.

 

3.2. В качестве основных функций Министерства строительства, жилья и застройки территорий в жилищной сфере определяются:

разработка и утверждение норм и правил по проектированию и строительству жилых зданий и объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, проведение выборочного контроля за их соблюдением;

разработка совместно с Министерством юстиции проектов законодательных и нормативных актов, обеспечивающих полноценное функционирование жилищной сферы;

разработка государственной схемы расселения и размещения производственных сил, а также генеральных планов населенных мест;

разработка и утверждение совместно с Национальным Банком и Банком жилищного строительства правил по определению платежеспособности заемщика;

разработка правил, определяющих предмет и порядок деятельности коммерческих застройщиков, жилищно-эксплуатационных организаций, оценщиков недвижимости в жилищной сфере и структур, осуществляющих сделки с недвижимостью в жилищной сфере, а также проведение их лицензирования на право осуществления соответствующих видов работ;

проведение единой экономической, технической и нормативной политики, контроль за соблюдением нормативов при эксплуатации и ремонте жилья, объектов коммунального назначения, независимо от форм собственности;

проведение лицензирования на право осуществления изыскательских, проектных, экспертных, строительных, строительно-монтажных и ремонтных работ, а также производство строительных материалов, изделий и конструкций;

разработку совместно с Национальным Банком и Министерством финансов правил финансирования жилищного строительства;

разработку правил государственного контроля и проведение выборочного контроля за деятельностью всех участников процесса жилищного строительства, независимо от форм собственности и источников финансирования;

проведение обязательной экспертизы проектов для строительства зданий и сооружений за счет государственных средств;

проведение выборочной проверки по соблюдению требований градостроительной и проектной документации при застройке территорий, а также качества строительных и монтажных работ;

осуществление выборочного контроля за выделением земельных участков местными исполнительными органами под застройку в части удовлетворения поданных заявок;

осуществление контроля за соблюдением правил проведения торгов в жилищной сфере;

применение мер административного воздействия на физических и юридических лиц, допустивших нарушение действующих законодательных и нормативных требований в процессе застройки территорий.

 

3.3. В качестве основных функций государственного Банка жилищного строительства определяются:

долгосрочное ипотечное кредитование жилищного строительства;

краткосрочное кредитование строительства жилья для аукционной продажи;

содержание и обслуживание жилищных ссудо-сберегательных счетов;

целевое направление части собственных средств Банка на кредитование жилищного строительства и развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в районах жилой застройки;

контроль за целевым использованием кредитов и возвратом средств;

проверка платежеспособности потенциальных заемщиков по правилам, разработанным совместно с Национальным Банком и Министерством строительства, жилья и застройки территорий;

привлечение дополнительных средств путем организации вторичного рынка ипотечных обязательств и обслуживание выигрышного государственного жилищного займа.

 

100 процентов уставного капитала указанного Банка принадлежат Кабинету Министров Республики Казахстан.

3.4. В качестве основных функций государственных компаний коммерческих застройщиков определяются:

получение права на пользование земли для жилищной застройки и обеспечение финансирования;

сдерживание и снижение цен на строительную продукцию путем организации торгов на участие в проектировании и строительстве объектов жилищной сферы;

организация конкурсов за право оказания услуг по продаже и обмену жилья, содержанию жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры;

организация строительства жилья по заказам государства;

организация строительства и продажи жилья по долгосрочным кредитам;

организация строительства жилья по краткосрочным кредитам и его аукционная продажа;

организация строительства объектов социальной, инженерной транспортной инфраструктуры в районах жилой застройки за счет различных источников финансирования;

осуществление надзора за качеством и объемами выполняемых работ, соблюдением нормативных (договорных) сроков продолжительности проектных или строительных работ;

организация работы комиссии по приемке объекта;

организация оформления и передачи объекта потребителю.

 

Контрольный пакет акций государственных компаний коммерческих застройщиков принадлежит Министерству строительства, жилья и застройки территорий. По мере освоения своих функций как эффективного организатора жилищного строительства эти компании подлежат приватизации, но не позднее 1996 года.

3.5. В качестве основных функций государственной компании по оценке недвижимости в жилищной сфере определяются:

оценка готовых или незавершенных строительством жилых зданий либо их части;

оценка готовых или незавершенных строительством подсобно-хозяйственных дворовых построек либо их части;

оценка инженерных систем жизнеобеспечения либо их отдельных элементов;

оценка элементов благоустройства территории жилого дома или усадебного участка;

оценка многолетних зеленых насаждений на территории жилого дома или усадебного участка;

оценка объектов социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;

оценка иных объектов недвижимости.

 

Контрольный пакет акций данной компании принадлежит Министерству строительства, жилья и застройки территорий.

 

4. Категории граждан, имеющих право на получение государственного жилья

 

4.1. К категориям граждан Республики Казахстан и лиц без гражданства, имеющим право на получение государственного жилья в размере социальных норм, относятся социально защищаемые слои населения. Отнесение граждан к категориям социально защищаемых производится в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров.

4.2. Для указанных категорий населения величина предоставляемой площади жилья периодически уточняется с учетом возрастания финансовых возможностей государства. На первом этапе эти нормы могут быть ниже установленного показателя.

4.3. Установить, что, начиная с 1 января 1995 года, вновь построенный государственный жилищный фонд предоставляется квартиросъемщикам только в наем или аренду. Правом последующего выкупа занимаемой квартиры из такого государственного жилищного фонда будут обладать только граждане и семьи, определяемые Положением о государственном жилищном фонде, утверждаемом Кабинетом Министров.

4.4. В соответствии с международными соглашениями работникам иностранных представительств, зарубежным специалистам, приглашенным для работы в Казахстан, жилье предоставляется в аренду без права выкупа или на других условиях по принципу взаимности.

 

5. О порядке выделения земельных участков под строительство жилых домов

 

5.1. Преимущественным правом на получение земельного участка в установленных нормативных размерах под строительство дома пользуются граждане, имеющие на это право в соответствии с Жилищным кодексом и другими законами, регулирующими жилищную сферу.

5.2. Такое право также предоставляется:

гражданам, не зарегистрированным в списках очередников, но имеющих подтверждение о необходимости улучшения жилищных условий;

гражданам, изъявившим письменное согласие на исключение их из списков очередников;

гражданам, накопившим или изыскавшим достаточно средств для внесения первого взноса на строительство дома (20 процентов от его стоимости);

коммерческим застройщикам, независимо от форм собственности, имеющим лицензию на эту деятельность.

 5.3. Наличие у заявителя квартиры, дачного или садового участков не может служить препятствием в получении земельного участка под строительство дома.

5.4. Местные исполнительные органы обязаны предоставить земельные участки для жилищного строительства в зонах, предусмотренных градостроительной документацией, в срок не более одного месяца для физических лиц и юридических лиц с момента их обращения.

Новое по недвижимости

Ваш выбор: